Тула
Россия, Тульская область.
Географические координаты
Широта: 54°11′35″N (54.193033), Долгота: 37°37′4″E (37.617752).
Проезд из Москвы-машиной-2 час. 25 мин., поезд-2 час. 25 мин., автобус-3 час.
Проезд из Санкт-Петербурга- Машиной 12 час.
Расстояние от Москвы-183 км., от Санкт-Петербурга- 900 км.
История города
Время основания Тулы неизвестно, в истории она упоминается впервые под 1146 г. среди других городов рязанской земли. Есть основание предполагать, что первоначально Тула находилось в 15 верстах от нынешнего города вверх по р. Тулице.
В половине XIV в. Тулой владела татарская царица Тайдула, жена хана Ченибека; вообще же Тула до присоединения к Москве (1503), принадлежала Рязанскому княжеству.
В 1509 г., по повелению вел. кн. Василия Ивановича, Т. была укреплена, а в 1520 г. в ней, кроме наружных деревянных стен с валами, возведен каменный кремль, уцелевший до настоящего времени;
в XVI и XVII вв. Тула считалась важным укрепленным пунктом Московского государства и оплотом против крымских ханов. Укрепления срыты (искл. кремля) в 1741 г.
В 1552 г. Тула выдержала осаду крымского хана;
В 1605 г.Тула признала царем Лжедимитрия I и последний совершил торжественный въезд в город.
В 1607 г. Тула, занятая Болотниковым, была осаждена войсками Вас. Ив. Шуйского и сдалась после 3 1/2 месячного сопротивления. Около этого же времени в Туле начало возникать металлическое производство и оружейное дело. Еще в 1595 г. тульские кузнецы — самопальники получили некоторые привилегии, за что обязаны были поставлять в казну известное количество пищалей.
В 1632 г. в Туле появились заграничные мастера (голландец Виниус и др.), которым разрешено было устроить чугунные и железоделательные заводы для снабжения правительства оружием, при этом они обязаны были «людей государевых всякому железному делу научить и никакого ремесла от них не скрывать». Особое внимание на выделку орудий и ружей в Туле было обращено во времена Петра Вел.; в это время возникли здесь оружейные заводы Никиты Демидова (1695) и казенный (в 1705 г.), последний особенно усовершенствован Чулковым в 1714 г., так что в 1720 г. на заводе этом работали 1160 оружейных мастеров и производилось ежегодно до 15 тыс. фузей, 4 тыс. пистолетов и 1200 пик. В 1708 г. Т. приписана к Московской губ., в 1719 г. сделана провинциальным городом той же губ., а в 1775 г. — губернским. В 1654 г. в Т. считалось 2568 жит., в 1780 г. — ок. 20 тыс., в 1870 г. — 57 тыс., а в 1897 г. — 111 тыс. жит.
Тула-губернский город на соединении линий Московско-Курской и Сызрано-Вяземской железных дорог. Тула занимает площадь в 16,8 кв. верст или 1750 десятин, близкую по фигуре к прямоугольнику, несколько вытянутому от С к Ю. Посредине этот прямоугольник прорезывается от З к В р. Упою, причем в последнюю в пределах городской черты впадают рч. Воронка, Тулица, Щегловка и Рогожка. Местность около pp. Упы и Воронки ровная, затопляемая водой весной и нередко осенью; по направлению к С (к Московской заставе) и к Ю (к Киевской заставе) местность постепенно поднимается. В кварталах близ р. Упы и других речек нередко господствуют лихорадки.
История названия
*Тула может иметь балт. происхождение, о чем говорит ряд параллелей в литов. топонимии: река Tule, болото Tulis, поле Tulyte, луг Tulejos, долина Tulia и т. п. ; значение этих топонимов не вполне ясно. В то же время гидроним Тула имеет ряд параллелей и на русск. Севере: ср. реки; Тула (басс. Вятки), Тулокса (басс. Ладожского оз.), Тула и оз. Тулос, Карелия, Тулома, Кольский п-ов, а также ряд других гидронимов с основой тул-. Э. Ф. Молина обратила внимание на близость ойконима Тула с тюрк, болотно-речной терминологией: тувин. тулаа ‘болото, топь’, хакас. тул ‘рыба’, тула ‘болотная кочка’, шор. тула ‘запрудить воду’, есть и р. Тула (лп Оби, в Новосибирске), берущая начало в болотах. Очевидно, что название требует дальнейшего изучения. А пока можно лишь говорить о первичности гидронима Тула, относящегося к пласту ранней дорусск. топонимии.
Видео
Фото и изображения
Старые фото и изображения
Старые фото железнодорожной станции Тула
Первая крупная узловая станция от Москвы. Здесь Московско-Курская дорога пересекалась с Сызрано-Вяземской. В Туле у каждой дороги была своя станция для обслуживания пассажиров и грузов. Грузовые обороты, заметим, были велики. Только основная станция на линии Москва – Курск обрабатывала в год 15 миллионов пудов. Основным товаром, прибывающим в Тулу железной дорогой, был сахар – около 1300000 пудов. Затем шел уголь – 700000 пудов, дрова – 400000 пудов, железо и т.д. Основным товаром в отправлении был… тот же сахар – около 1000000 пудов. «Сахарный» приоритет в грузовой работе объяснялся просто – в Туле имелись большие склады по хранению сахара, здесь же заключались контракты на его поставку. Сюда он стекался, здесь хранился и отсюда же уходил во все уголки России.
Дом для железных коней, двигателей экономики. На Курской дороге это было одним из крупнейших паровозных депо. Одновременно на стойлах могли поместиться более 20 паровозов.
Здесь «лечили» не только паровозы, но и вагоны подлатывали. Без работы они не простаивали, груз был всегда, потому им требовались частые осмотры. В одном крытом вагоне можно было перевезти от шести до двенадцати тонн груза. Грузоподъемность зависела от длины вагона и наличия тормозной площадки — при её наличии полезная площадь вагона, естественно, уменьшалась. В конце XIX века на сети Русских железных дорог еще не применялись широко автоматические тормоза, поэтому на тормозных площадках товарных вагонов во время движения находились кондукторы, которые по команде с паровоза (чаще это был соответствующий звуковой сигнал) приводили в действие специальный механизм, обеспечивающий прижатие тормозных колодок к колесам. По наличию тормозной площадки товарные вагоны делили на тормозные и нетормозные.