Россия
Дата создания независимого государства: 12 июня 1990 г. (принятие Декларации о государственном суверенитете); 12 декабря 1991 г. (провозглашение независимости).
Площадь
17 075,4 тыс. кв. км.
Административно территориальное деление: 8 федеральных округов, в том числе 21 республика, 8 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа, 48 областей, 3 города федерального значения (Москва и Санкт Петербург, Севастополь).
Федеральные округа:
Центральный федеральный округ, Административный центр город Москва.
В состав округа входят:
Белгородская область (1-обл.), административный центр город Белгород;
Брянская область (2-обл.), административный центр город Брянск;
Владимирская область (3-обл.), административный центр город Владимир;
Воронежская область (4-обл.), административный центр город Воронеж;
Ивановская область (5-обл.), административный центр город Иваново;
Калужская область (6-обл.), административный центр город Калуга;
Костромская область (7-обл.), административный центр город Кострома;
Курская область (8-обл.), административный центр город Курск;
Липецкая область (9-обл.), административный центр город Липецк;
Московская область (10-обл.), административный центр город Москва;
Орловская область (11-обл.), административный центр город Орёл;
Рязанская область (12-обл.), административный центр город Рязань;
Смоленская область (13-обл.), административный центр город Смоленск;
Тамбовская область (14-обл.), административный центр город Тамбов;
Тверская область (15-обл.), административный центр город Тверь;
Тульская область (16-обл.), административный центр город Тула;
Ярославская область (17-обл.), административный центр город Ярославль.
Северо-Западный федеральный округ, Административный центр город Санкт Петербург.
В состав округа входят:
Республика Карелия (1-респ.), административный центр город Петрозаводск;
Республика Коми (2-респ.), административный центр город Сыктывкар;
Архангельская область (18-обл.), административный центр город Архангельск;
Вологодская область (19-обл.), административный центр город Вологда;
Калининградская область (20-обл.), административный центр город Калининград (город Кёнигсберг, до 20 века);
Ленинградская область (21-обл.), административный центр город Санкт-Петербург;
Мурманская область (22-обл.), административный центр город Мурманск;
Новгородская область 23-обл.), административный центр город Новгород;
Псковская область область (24-обл.), административный центр город Псков;
Ненецкий автономный округ (1 окр.), административный центр город Нарьян-Мар.
Южный федеральный округ, Административный центр город Ростов-на- Дону.
В состав округа входят:
Республика Адыгея (3-респ.), административный центр город Майкоп;
Республика Дагестан (4-респ.), административный центр город Махачкала;
Республика Ингушетия (5-респ.), административный центр город Магас;
Кабардино-Балкарская республика (6-респ.), административный центр город Нальчик;
Республика Калмыкия (7-респ.), административный центр город Элиста;
Карачаево-Черкесская республика (8-респ.), административный центр город Черкесск;
Республика Северная Осетия – Алания (9-респ.), административный центр город Владикавказ;
Чеченская республика (10-респ.), административный центр город Грозный;
Краснодарский край (1-край), административный центр город Краснодар;
Ставропольский край (2-край), административный центр город Ставрополь;
Астраханская область (25-обл.),административный центр город Астрахань;
Волгоградская область (26-обл.), административный центр город Волгоград;
Ростовская область (27-обл.), административный центр город Ростов-на-Дону.
Приволжский федеральный округ, Административный центр город Нижний Новгород.
В состав округа входят:
Республика Башкортостан (11-респ.), административный центр город Уфа;
Республика Марий Эл (12-респ.), административный центр город Йошкар Ола;
Республика Мордовия (13-респ.), административный центр город Саранск;
Республика Татарстан (14-респ.), административный центр город Казань;
Республика Удмуртия (15-респ.), административный центр город Ижевск;
Республика Чувашия (16)-респ.), административный центр город Чебоксары;
Пермский край (3-край), административный центр город Пермь;
Кировская область (28-обл.), административный центр город Киров;
Нижегородская область (29-обл.), административный центр город Нижний Новгород (бывший город Горький);
Оренбургская область (30-обл.), административный центр город Оренбург;
Пензенская область (31-обл.), административный центр город Пенза;
Самарская область (32-обл.), административный центр город Самара;
Саратовская область (33-обл.), административный центр город Саратов;
Ульяновская область (34-обл.), административный центр город Ульяновск.
Уральский федеральный округ, Административный центр город Екатеринбург.
В состав округа входят:
Ханты Мансийский автономный округ– Югра (1-авт.-окр.), административный центр город Ханты-Мансийск;
Ямало-Ненецкий автономный округ(2-авт.-окр.), административный центр город Салехард;
Курганская область (35-обл.), административный центр город Курган;
Свердловская область(36-обл.), административный центр город Екатеринбург;
Тюменская область (37-обл.), административный центр город Тюмень;
Челябинская область(38-обл.), административный центр город Челябинск.
Сибирский федеральный округ, Административный центр город Новосибирск
В состав округа входят:
Республика Бурятия (17-респ.), административный центр город Улан-Уде;
Республика Тыва (18-респ.), административный центр город Кызыл;
Республика Хакасия (19-респ.), административный центр город Абакан;
Республика Алтай (20-респ), административный центр город Горно-Алтайск;
Алтайский край (4-край), административный центр город Барнаул;
Красноярский край (5-край), административный центр город Красноярск;
Агинский Бурятский автономный округ (3-авт. окр.), административный центр город Агинское;
Иркутская область (39-обл.), административный центр город Иркутск;
Кемеровская область (40-обл.), административный центр город Кемерово;
Новосибирская область (41-обл.), административный центр город Новосибирск;
Омская область (42-обл.), административный центр город Омск;
Томская область (43-обл.), административный центр город Томск;
Читинская область (44-обл.), административный центр город Чита.
Дальневосточный федеральный округ, Административный центр город Хабаровск
В состав округа входят:
Республика Саха (Якутия) (21-респ.), административный центр город Якутск;
Приморский край (6-край), административный центр город Владивосток;
Хабаровский край (7-край), административный центр город Хабаровск;
Еврейская автономная область (1-авт. обл.), административный центр город Биробиджан;
Корякский автономный округ (3-авт. окр.), административный центр город Палана;
Чукотский автономный округ (4-авт. окр.), административный центр город Анадырь;
Амурская область (45-обл.), административный центр город Благовещенск;
Камчатский край(8-край), административный центр город Петропавловск-Камчатский;
Магаданская область (47-обл.), административный центр город Магадан;
Сахалинская область (48-обл.), административный центр город Сахалин.
Крымский федеральный округ, Административный центр город Симферополь
В состав округа входят:
Крымская республика (22-респ.) административный центр город Симферополь.
Город федерального значения город Севастополь.
Три города – Москва, Санкт Петербург, Севастополь – имеют статус федерального значения.
Столица
Москва.
Официальный язык
Русский.
Денежная единица
Рубль.
Население
Около 145. млн. чел.
Плотность населения
На кв. км: 8,3 чел.
Доля городского населения
Около 74 %.
Этнический состав населения
Более 160 народов (русские – ок. 80 %).
Религия
Доминирует православное христианство.
Основа экономики
Промышленное производство.
Занятость населения
В сфере услуг – ок. 50 %;
в промышленности – ок. 35 % (по другим данным – ок. 23 %);
в сельском хозяйстве – ок. 15 %.
Валовый внутренний продукт
1,6 трлн. USD (32 трлн 987,4 млрд руб.) (2007).
Валовый внутренний продукт на душу населения
11,2 тыс. USD.
Форма государственного устройства
Федерализм.
Форма правления
Республика.
Законодательный орган
Двухпалатный парламент.
Глава государства
Президент.
Глава правительства
Председатель правительства (премьер министр).
Партийные структуры
Многопартийность.
Общее описание
Россия– самое большое государство мира, расположенное сразу в двух частях света: Европе (17 % всей территории) и Азии (83 % территории). Протяженность ее сухопутных границ превышает 22 тыс. километров, а морских – 38 тыс. километров. Берега России омывают воды двенадцати морей, принадлежащих бассейнам трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. В состав России входит третье по величине озеро в мире – Байкал, в котором сосредоточена пятая часть мировых запасов пресной воды. Самая длинная река России – Лена (4400 км), на втором месте – Енисей (4102 км), на третьем – Обь (3650 км) и, наконец, – полноводная красавица Волга (3531 км), впадающая в замкнутое Каспийское море, северо западная часть которого также принадлежит России. Ближайшие соседи России – Норвегия и Финляндия (на северо западе), Польша, Эстония, Латвия, Литва и Белоруссия (на западе), Украина (на юго западе), Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия и Северная Корея (на юге).
Отсчет новой государственности России фактически начинается 12 июня 1990 г., с принятием на Первом съезде народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) Декларации о государственном суверенитете. Согласно Декларации вся полнота власти, за исключением добровольно отданных в союзное ведение вопросов государственной и общественной жизни, перешла в непосредственное ведение Федерации. Однако большинство населения на тот момент все же поддерживало СССР, пусть и в иной, соответствующей времени форме. (Аналогичные декларации о суверенитете были приняты всеми союзными республиками.) На вопрос мартовского референдума 1991 г.: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» – 76,4 % ответили утвердительно и лишь 21,7 % высказались против. Латвия, Литва, Эстония, Армения, Грузия и Молдавия участвовать в референдуме отказались. Обсуждение проекта нового союзного договора началось 23 апреля 1991 г. («новоогаревский процесс»). В ходе переговоров был создан проект «Договора о Союзе Суверенных Государств», подписать который планировалось 20 августа. Однако за день до этого, 19 августа 1991 г., в Москве произошел всем памятный путч, ознаменовавший конец эры инициатора перестройки М. С. Горбачева: взять власть попытался Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), члены которого не без оснований полагали, что принятие новоогаревского документа означает одно – крах СССР как единого государства. После подавления путча бывшие союзные республики, одна за другой, стали провозглашать независимость: 20 августа 1991 г. – Эстония, 21 августа 1991 г. – Латвия, 24 августа 1991 г. – Украина, 25 августа 1991 г. – Белоруссия, 27 августа 1991 г. – Молдавия, 30 августа 1991 г. – Азербайджан, 31 августа 1991 г. – Киргизия и Узбекистан, 9 сентября 1991 г. – Таджикистан, 23 сентября 1991 г. – Армения, 27 октября 1991 г. – Туркмения, 16 декабря 1991 г. – Казахстан; Литва и Грузия сделали это еще раньше, 11 марта 1990 г. и 9 апреля 1991 г. соответственно. 8 декабря 1991 г. в Белоруссии было подписано так называемое Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), согласно которому СССР «как субъект международного права и геополитическая реальность» прекратил свое существование; этот же день считается днем создания независимой России (День независимости, или, по новому определению, День России, официально отмечается 12 июня, поскольку именно 12 июня была принята Декларация о суверенитете и именно 12 июня (в 1991 г.) большинство граждан Российской Федерации на выборах первого президента РФ подтвердили свое доверие главному инициатору развала СССР Б. Н. Ельцину).
В период своего становления Российская Федерация (это название официально закреплено 25 декабря 1991 г.) пережила ряд сложных моментов, связанных со стремлением некоторых автономных образований к самостоятельности. Достаточно назвать переворот, совершенный генералом Джохаром Дудаевым в августе 1991 г. Именно он стал отправной точкой затянувшегося на долгие годы военного конфликта между Россией и Чечней. Внутри многих автономий возникали самопровозглашенные республики (Балкария, Нохчи Чо и др.). С 31 марта 1992 г. все бывшие автономии, края и области стали называться субъектами Федерации.
Субъекты Российской Федерации юридически обладают широкой политической самостоятельностью. Население больших и малых административно территориальных единиц вправе выражать свою волю. Так, в декабре 2003 г. жители Коми Пермяцкого автономного округа и Пермской области высказались за объединение этих двух субъектов, в результате чего была создана новая административно территориальная единица – Пермский край (официально существует с 2005 г.). Таймырский (Долгано Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа с 1 января 2007 г. вошли в состав объединенного Красноярского края, 1 января 2008 г. в состав Иркутской области был включен Усть Ордынский Бурятский автономный округ.
С целью укрепления вертикали власти 13 мая 2000 г. В. В. Путин подписал указ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», согласно которому реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа осуществляют лица, назначаемые на должность и освобождаемые от должности главой государства. Полномочные представители непосредственно подчиняются Президенту РФ и подотчетны ему. Важнейшей задачей полномочных представителей является создание эффективного механизма взаимодействия между президентом и народом, а если шире – государством и обществом в целом. Изменилась и процедура назначения высших должностных лиц отдельных субъектов Федерации – кандидатуру губернатора предлагает глава государства, а голосование по кандидатуре проводит местное Законодательное собрание. В июне 2007 г. В. В. Путин подписал указ, в соответствии с которым губернаторам надлежит отчитываться перед Администрацией президента по десяткам критериев, главный из которых – сравнительное изменение уровня жизни населения (как в лучшую, так и в худшую сторону) в контексте общего развития региона. Вопрос о продлении полномочий глав регионов решается в зависимости от того, насколько успешно работает тот или иной губернатор. В свою очередь, перед губернаторами должны отчитываться главы муниципальных районов и городских округов.
Республики в составе Российской Федерации на своей территории обладают всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены к ведению федеральных органов власти Российской Федерации. Президенты республик избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждая республика имеет свою Конституцию или Устав.
Население России
На Европейской части территории России проживает примерно 74 % населения. Больше всего народу в Центральном федеральном округе (26,3 % общей численности населения), меньше всего – в Дальневосточном федеральном округе (4,6 %). Неравномерно распределяется и плотность населения. Самая большая – в Северной Осетии – 84,8 человека на квадратный километр, самая маленькая – в Восточной Сибири, на территории бывшего Эвенкийского автономного округа: 0,02 человека. Трудоспособного (экономически активного) населения в возрасте от пятнадцати до семидесяти лет в России около 65 %, из них в экономике занято 60 %. Распределение по отраслям экономики примерно одинаково: около 50 % населения занято в отраслях нематериальной сферы, чуть больше – в промышленности и сельском хозяйстве, включая фермерское.
Большинство населения Российской Федерации составляют русские, поэтому именно русский язык является языком межнационального общения, тем не менее Конституция гарантирует народам Российской Федерации право на сохранение родного языка.
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый в 1997 г., защищает неотчуждаемое право граждан на свободу мировоззренческого выбора, «в том числе права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». Традиционно в России больше всего последователей православия, меньше – католиков и протестантов. К четырем официальным религиям России относятся ислам и иудаизм. Не возбраняется быть буддистом, последователем даосизма либо любой внеконфессиональной «альтернативной религии», например Сайентологической церкви. Всего в Министерстве юстиции РФ на сегодняшний день зарегистрировано более двадцати тысяч религиозных организаций.
Конституция Российской Федерации, одобренная на референдуме 12 декабря 1993 г., вступила в силу 25 декабря того же года. Принятию Конституции предшествовали драматические события. В сентябре 1993 г. Б. Н. Ельцин, при всей своей внешней демократичности, стремившийся к неограниченной президентской власти, издал указ о поэтапной конституционной реформе, согласно которому Съезд народных депутатов – высший властный орган в период перестройки, полномочный решать любые вопросы внутренней и внешней политики государства, – подлежал роспуску. Однако Верховный Совет РФ (легитимный, избираемый Съездом парламент) отказался признать этот документ. Квалифицировав действия Ельцина как государственный переворот, депутаты Верховного Совета назначили исполняющим обязанности главы государства участника боевых действий в Афганистане генерала А. В. Руцкого. Со своей стороны Ельцин отклонил компромиссное предложение Конституционного Суда об одновременном проведении парламентских и президентских выборов, ориентировочно намеченных на декабрь 1993 г. 2–3 октября в Москве начались вооруженные столкновения, повлекшие за собой многочисленные жертвы. Пылающие этажи Белого дома, в котором держали оборону сторонники Руцкого, для многих стали символом завершения демократических реформ переходного периода. Тем не менее Основной закон, действующий еще с советских времен, несмотря на многочисленные поправки, для нового государственного образования в лице Российской Федерации явно не годился. Поэтому Ельцин продолжал добиваться принятия новой Конституции. В референдуме 12 декабря 1993 г. участвовали 54,8 % избирателей. В Татарстане, Чечне и Челябинской области голосование не проводилось. За новую Конституцию высказались 58,4 %. Это примерно четверть взрослого населения России.
Конституция России
Конституция состоит из двух разделов: «Основные положения» и «Заключительные и переходные положения». Всего в ее составе сто тридцать семь статей (плюс девять пунктов второй части). Открывает Конституцию преамбула. Предложения о пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, федеральное правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Поправки к Конституции принимаются обеими палатами парламента – при одобрении не менее двух третей состава Государственной Думы и трех четвертей состава Совета Федерации. Для изменения глав «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» требуется созыв Конституционного собрания.
Основы государственного устройства
Главой государства является президент. В России институт президентства был введен 15 марта 1990 г. Съездом народных депутатов, принявшим соответствующие поправки к Конституции. Первым (и единственным) президентом СССР стал М. С. Горбачев, инициатор перестройки, позволившей не только России, но и странам Восточной Европы изменить тип государства, освободиться от коммунистической диктатуры. В апреле 1991 г. был принят закон «О президенте РСФСР», на основании которого 12 июня 1991 г. первым президентом Российской Федерации был избран прямой оппонент Горбачева – жесткий и авторитарный Б. Н. Ельцин. Накануне миллениума, 31 декабря 1999 г., Ельцин добровольно отказался от своего поста, назначив преемника – В. В. Путина (избран президентом на первый срок в марте 2000 г., на второй – в марте 2004 г.). Действующий закон о выборах главы государства принят в 2003 г. На выборах 2008 г. победу одержал Д. А. Медведев, кандидатуру которого в качестве преемника наметил В. В. Путин. В 2012 году президентом России вновь избран В. В. Путин.
В соответствии с Конституцией и федеральными законами президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. На пост президента может баллотироваться любой гражданин Российской Федерации, достигший тридцатипятилетнего возраста и постоянно проживающий в стране не менее десяти лет. Срок полномочий главы государства – четыре года. Допускается одно повторное переизбрание. В то же время формулировка «одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд» позволяет и в третий (четвертый и т. д.) раз участвовать в выборах, но после некоторого перерыва. В случаях, когда глава государства не в состоянии исполнять свои обязанности по болезни или иным причинам, их временно исполняет глава правительства, при этом последний не может распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Основной закон допускает, что президент может быть отрешен от должности, но только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключениями Верховного Суда (о наличии состава преступления) и Конституционного Суда (о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения). Обвинение выдвигается по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной думской комиссии. Решение принимается депутатами обеих палат (в поддержку надо собрать не менее двух третей голосов от общего числа депутатов). При этом Совет Федерации должен провести голосование не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения Государственной Думой, в противном случае обвинение против главы государства считается отклоненным.
Любой гражданин Российской Федерации, пусть и опосредованно, через Администрацию Президента, вправе обратиться к всенародно избранному главе государства.
Адрес Администрации президента России: 103132, г. Москва, ул. Ильинка, д. 23 (подъезд 11). Телефон для справок: +7 (495) 606 36 02.
Высшим органом представительной и законодательной власти является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. На местах законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Государственная Дума (нижняя палата)
Состоит из четырехсот пятидесяти депутатов, которые избираются населением на четыре года. Процедуру выборов регулируют Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» от 12 июля 2006 г. Депутатский корпус формируется исключительно по партийным спискам, на основе пропорциональной избирательной системы. Голосуя за определенную партию, избиратель отмечает тех кандидатов, которые лично у него вызывают большее доверие. Партии должны преодолеть семипроцентный барьер.
Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, исключение делается для научных работников, ведущих преподавательскую деятельность, и для представителей творческой элиты.
Совет Федерации (верхняя палата)
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Одновременно быть депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации не допускается.
Каждая из палат самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка.
Заседания палат проходят раздельно, однако возможны и совместные заседания, например для заслушивания ежегодных посланий главы государства. Обе палаты образуют комитеты и комиссии, а также проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Компетенции Государственной Думы и Совета Федерации определены Конституцией.
Право законодательной инициативы принадлежит президенту, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, правительству Российской Федерации, а также законодательным (представительным) органам субъектов РФ. По вопросам своего ведения с законодательной инициативой могут выступать Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды. Все законопроекты вносятся в Государственную Думу, где они принимаются большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Для одобрения закона требуется поддержка более половины от списочного числа членов верхней палаты. Если голоса разделяются, члены Совета Федерации создают согласительную комиссию, призванную преодолеть возникшие разногласия, после чего исправленный закон подлежит повторному рассмотрению в Думе. При этом не исключается, что нижняя палата парламента не согласится с вариантом, предложенным Советом Федерации. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосуют не менее двух третей от общего числа депутатов. Принятый закон в течение пяти дней направляется на подпись главе государства, который может его отклонить в свою очередь. Если такое происходит, закон вновь возвращается в парламент. Не исключено, что он будет одобрен в ранее принятой редакции.
При поддержке закона двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы президент вынужден подчиниться мнению большинства, в течение семи дней подписать документ и обнародовать его.
Глава государства может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, например после трехкратного отклонения Думой представленных президентом кандидатур председателя правительства или при повторном (в течение трех месяцев) выражении недоверия правительству. В этом случае глава государства назначает новую дату выборов. С момента роспуска не должно пройти более четырех месяцев.
Исполнительная власть
Исполнительную власть осуществляет правительство. Главу правительства (официальная должность – Председатель Правительства Российской Федерации) с согласия Государственной Думы назначает президент. Структуру федеральных органов исполнительной власти определяет глава правительства, В частности, избранный в мае 2008 г. главой правительства, В. В. Путин ввел такую структуру, как Президиум правительства, в состав которого кроме премьер министра входят семь вице премьеров и ряд министров; заседания Президиума проходят еженедельно, в то время как общие заседания правительства – раз в месяц. Глава правительства выдвигает также кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Предложенные кандидатуры рассматривает президент. Как глава государства президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства. В компетенции главы государства – принятие решения об отставке правительства. Перед вновь избранным президентом правительство слагает свои полномочия.
Органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией, наделяются отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Судебная система
Судебную систему Российской Федерации образует совокупность всех судов, осуществляющих независимую судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Высшим судебным органом является Верховный Суд. В республиках, краях и областях также есть Верховные суды, но в своей деятельности они подчинены Верховному Суду РФ.
В систему судов общей юрисдикции входят суды городов федерального значения, суды автономной области (Еврейская АО) и автономных округов, районные суды, а также военные и специализированные суды.
Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляют арбитражные суды, подчиненные Высшему Арбитражному Суду.
Конституционный контроль осуществляет Конституционный Суд.
Надзор за исполнением законов находится в компетенции Прокуратуры.
Судьи Верховного, Высшего Арбитражного и Конституционного судов и Генеральный прокурор назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению главы государства. Судьи других федеральных судов назначаются президентом в порядке, установленном федеральным законом.
Ведущие политические партии
Многопартийная система в России сложилась в конце 1980 х, на волне перемен, охвативших общество. В июне 1990 г. в Конституцию РСФСР были внесены изменения, исключившие статью о руководящей роли Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Правовую основу под процесс формирования многопартийности подвел закон «Об общественных объединениях», вступивший в силу 1 января 1991 г. Действует также закон «О политических партиях», вступивший в силу 14 июня 2001 г.
Основные и самые влиятельные партии в России в настоящее время:
— Единая Россия.
— Коммунистическая партия Российской Федерации.
— Либерально-демократическая партия России.
— Партия Справедливая Россия.
— Аграрная партия.
Нарисованная карта России