Лувр. (Musec du Louvre)
Лувр когда то, до 1204 года, был крепостью. Белые и зеленоватые линии, которые вы увидите на мостовой внутреннего двора, обрисовывают план этой крепости. При Франциске I, в 1541 году, на месте крепости начали строить дворец, который постоянно перестраивался и увеличивался при следующих королях и только в 1857 г. архитектурно определился и принял свой современный вид.
Лувр состоит из основных отделов.
Отдел живописи. Этот отдел самый богатый и самый интересный; здесь представлены все школы и все эпохи искусства. Особенно хороша так называемая Квадратная Зала ( Salon Саrrе), где собраны знаменитые картины великих художников всевозможных школ. Тут фигурируют Рафаэль, Леонардо-Да -Винчи, Паоло Веронезе, Тициан, Караваджо. Веласкес, Рубенс, Ван-Дик, Рембрандт, Андреа дель Сарто, Мурильо, Гольбейн, Пуссен, Клод Лорен и др.
В большинстве случаев картины сгруппированы по школам. Школа французская, итальянская, испанская, фламандская и голландская представлены очень хорошо, английская и немецкая — хуже.
Отдел рисунков карандашом. Рисунки карандашом дают возможность судить о манере работать великих художников; тут же коллекция пастелей.
Отдел Гравюры принадлежит почти исключительно резцу французских художников.
Отдел Античной скульптуры. Здесь собраны образчики греческой пластики, к сожалению, большинство из них изуродовано временем или людьми. Некоторые статуи реставрированы. Но и в таком виде, греческая скульптура производит сильное впечатление. Тут находится знаменитая Милосская Венера и Самофракийская Крылатая Победа.
Отдел Скульптура средних веков и Эпохи Возрождения. Выдаются работы Микельанджело, Венвенуто Челини и Донателло.
Отдел Новейшей скульптуры. Канова и французские скульпторы: Прадье, Давид, Франциск Дюре и др.
Отдел Азиатских древностей. Здесь особенно поражает ассирийская скульптура, она носит странный и величественный характер.
Отдел Египетских древностей дает полное понятие о жизни Египта. Тут находятся сфинксы, мумии, утварь и т. д.
Отдел африканских древностей.
Отдел Христианских древностей.
Отдел Античной керамики занимает 11 зал. Кроме греческих, этрусских и др. ваз, тут много изящных Танагрских статуэток. Тут же галлерея фресок и стеклянных изделий.
Отдел Античной бронзы, украшения, маленькие статуэтки.
Отдел Objete d’art средних веков, эпохи Возрождения и нового времени. Здесь собраны произведения французской, итальянской и немецкой керамики, бронзы разных времен, мебель ХII и ХIII в.в., эмали, чудесные вышивки. Особенно замечательна Г а л л е р е я Аполлона (Galerie d’Apollon). Там хранятся бриллианты французской короны и другие драгоценности «Старой Франции». Потолок расписан знаменитым Делакруа.
Музей Тьера состоит из коллекций, завещанных Лувру бывшим президентом республики.
Морской Музей.
Этнографический Музей.
Китайский отдел.
Восточный отдел.
И другие отделы, практически по всем направлениям современного искусства.
ЗАЛЫ ЛУВРА
План осмотра (вот как описывается музей Лувр в «Путеводителе по Парижу, выставке, его окрестностям, Берлину и Вене», Издание М.С. Персона, С.-ПЕТЕРБУРГ, 1900 год). Это описание старинных залов актуально и в сегодняшний день.
Итак приступим.
«Главный вход находится с южной стороны сквера Карусель (square du Carrousel).
Направо из прихожей G a l e r i e Mollien, налево G a l e r i e Denon.
Из этой последней несколько ступенек ведут на площадку, а оттуда направо в Африканскую галерею ( G a l e r i e d’Afrique).
Осмотрев ее, надо вернуться на площадку и спуститься в G a l e r i e des P r i s o n n i e r s a n t i q u e s (Древних пленников), оттуда пройти в Круглую Залу (S a l l e de la Rotonde) № 1, в залы № 2, 3, 4, 5, 6 и Залу Августа,—S a l l e d ‘ A u g u s t e . Из круглой же залы можно пройти в залу Фидия № 7, Коридор Пана, залу Тибра, Гладиатора № 8, залы №9, 10, 11, 12, 13, 14 и 15. Вернувшись в коридор Пана, надо пройти в залу Кариатид.
Из Античного музея надо выйти во двор через вход Генриха II.
Направо находится отдел средних веков и Возрождение №№ 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и зал Христианских древностей. Выйдя снова во двор — напротив — видим Азиатские древности, наискосок слева—Новейшую скульптуру. Это все находится на 1-м этаже (rez-de-chaussеe).
На 2-й этаж (по французскому счету на 1-й) надо подняться по лестнице Генриха II, на восточной стороне двора. Пройдя salle L a c a z e, зал Генриха II, Le salon des Sept-Cheminees (7 каминов), La salle des Bijoux (драгоценностей), попадаешь в галерею Аполлона, а оттуда в Salon Carre (квадратную залу), где собраны лучшие картины. Оттуда в Большую Галерею, в которой находятся итальянская, испанская, голландская, английская и немецкая школы, далее, через galerie Molien и Daru (обе французская школа), снова попадаешь в галерею Аполлона. Оттуда, через Salle des Bijoux и Salon des Septs Chemineеs надо пройти в отдел керамики, египетских древностей, в отдел средних веков, Возрождения, музей Тьера,Залу Рисунков и бронзы. Оттуда идет лестница в 3-й (2-й) этаж , где помещаются этнографический и морской музеи.
По недостатку времени можно ограничиться только некоторыми залами, а именно:
в 1 — м этаже: античная скульптура (Милосская Венера), скульптура Возрождения (Микеланджело) и новая скульптура;
во 2 — м (1-м) этаже: Salon Саггё и La Grande Galerie и открывающаяся из неё большая зала французской школы. Затем следует сделать беглый обзор всего 2-го (1-го) этажа.
Приводим здесь список только самых замечательных произведений.
1 этаж
Античная скульптура. Прихожая. Императрица- статуя Камиля.
№ 1. Salle des Prisonniers: Пленники (статуя), Ниобид и Педагог (статуя).
№ 2. Salle de la Rolonde. В центре: Марс или Ахиллес Боризский (статуя), Поллукс (ст), Аполлон.
№ 3. Salle de Мecene: Под аркой: Силен, несущий на руках ребенка—Вакха, Марк Юний Брут (бюст); налево: Каракала (бюст), Меценат (бюст).
№ 4. Salle des Salsons, в центре — чета римлян, в виде Марса и Венеры. Направо: Константин Великий.
№ 4. Salle de la Paix. В центре: Минерва.
№ 5. Salle de Septime Severe. Антиной.
№ 6. Salle des Antonlns. Марк Аврелий.
Salle d’Auguste. Антиной, Римскій Оратор , Агриппа,Рим; направо —Октавия.
№ 7. Salle de Phidias. В центре: Юнона и 2 статуи Аполлона. Направо —барельефы из Партенона, между прочих Кентавр, похищающий женщину, Северная стена — Афинская Минерва.
Salle du TIbre. Посредине зала колоссальная группа — Тибр, рядом Фавн, играющий на флейте: Диана — охотница, Греческий поэт с лирой, Венера, синящая на корточках; направо: Сатир, приписываемый Праксителю.
№ 8. Salle du Heros combattant. По средней линии: Диана, смеющийся Фавн, Гладиатор, Венера, Аталанта; направо: укрощенный Кентавр.
№ 9. Salle de Pallas. По средней линии древняя амфора, Аполлон с ящерицами, Гомер, Арльская Венера, Александр Великий, Гений Вечного покоя; налево — Саркофаг муз, Аполлон, Афина-Паллада, Урания.
№ 10. Salle de Melpomene. В глубине — Мельпомена, муза трагедии.
№ 11. Salle de la Venus de Milo. Эта зала носит имя самой знаменитой из древних статуй. Статуя Венеры Милосской была найдена в 1820 г. при раскопках на острове Милосс. Ее приписывают школе Сколаса, IV в. до Рождества Христова.
№ 12. Salle de Psyche. Направо — Атлет, налево — Психея.
№14. Salle de I’Hermaphrodite. Направо—Гермафродит. Сатир с ребенком.
№ 15. Salle du Sarcophage do Medee. Ha льве Охотящийся Сатир и Венера после купанья.
Salle des Cariatides. По средней линии Юпитер , Минерва с ожерельем; направо — Геркулес , налево — Венера, сидящая на корточках.
Скульптура средних веков и Эпохи Возрождения.
№ 16; Salle (le Jean Goujon: погребальный памятник Генриху II, изображающий три христианских добродетели, название «Три Грации»; Диана с оленем; налево — Скорбящая Богоматерь.
№ 17. Salle de Michel-Ange. Нимфа, работы Бенвенуто Челлини, Два Пленника — Микеланджело.
№ 18. Salle de Michel Colombe. В центре — Меркурий и Психея.
Новейшая французская скульптура.
Вход со двора, направо от павильона Сюлли:
Salle de Puget. Персей и Андромеда, Милон Кротонский (Пюже), надгробный памятник Мазаринн (Куазево), Александр Великий и Диоген — барельеф Пюже.
Salle de Coysevox. Рона и Нимфа Куазево.
Salle des Coualou. Отдыхающий Адонис — Никол. Кусту, Мария Лещинская — Вильгельма Кусту.
Salle de Houdon. Диана — Гудона, M-me Dubarry—Пажу.
Salle de Chaudet. Пастух и Эдип — Шоде, Амур и Психея — Кановы,
Salle de Rude. Посредине:
Четыре части света—Карпз,
Аталанта за туалетом и Сафо — Прадье;
направо: Жанна д’Арк — Рюда.
2-й этаж Живопись.
Sallo La Caze. Идя справа налево находим:
Тербург —Урок чтения.
Фр. Гальс — Цыганка,
Ларгильер—портрет самого художника, его жены и дочери.
Маас — Предобеденная Молитва.
Голландская школа, XVII в., неизвестного художника—Старуха.
Рембрандт — Купальщица.
Веласкес — Инфанта Мария-Терезия.
Рубенс Мария Медичи.
Буше— Венера у Вулкана.
Salon des Sept Cheminees.
Прудон —Похищение Психеи
Гро—Чума в Яффе
Прудон — Божественная Справедливость преследует Каина.
Жермко — Медуза.
Давид — Леонид при Фермопилах.
Galerie d’Apollon. При входе замечательная чугунная решетка 17 века. На потолке в центре — Аполлон, побеждающий землю—Делакруа. В 4-й витрине драгоцѣнности Французской короны. Особенно замечателен бриллиант Регент, весом 135 каратов.
Salon Саrre.
Тициан — Положение Христа во гроб.
Рембрандт — Семейство мельника.
Корреджио — Спящая Антиопа.
Ван — Остаде — Школьный учитель.
Направо salle Duchdtel:
Мемлинг — Богоматерь с Младенцем.
Энгр — Источник.
В конце этого зала комната, где продаются фотографии статуй и картин.
Вернувшись в Salon Саггe, направо от двери, видим:
Мурильо — Зачатие.
Леонардо-да-Винчи — Джоконда.
Ван -Дик — Карл I (Английский король).
Рафаэль — Святое Семейство. Его — же — Прекрасная садовница.
Гольбейн — портрет Эразма.
Леонардо-да-Винчи — Св. Анна, Богородица и Св. Иоанн.
Веронез —Брак в Кане.
Тициан — Человек с перчаткой.
Рафаэль—Архистратиг Михаил, низвергающий Сатану.
Salle des Sept Metres.
Мантегна—Парнас.
Перуджино— Св. Семейство, Св. Себастьян, Мадонна.
Джиотто — Св. Франциск Ассизский.
Фра-Анджелико — Мадонна.
Липпи — Мадонна.
Grande Galerie.
1-е отделение:
Рафаэль—Юноша, Іоанн Креститель в пустынѣ;
напротив —Леонардо Да-Винчи—Мадонна у скалы.
Тициан —Христос в терновом венце,
Ученики из Эммауса, Франциск I, портрет мужчины,
Юпитер и Антиопа, Св. Семейство.
2-е отделение:
Караваджио—Успение Богородицы.
Сальватор Роза — Битва, ландшафт.
Веронез —Ученики из Эммауса, Голгофа.
Тинторе — Рай.
Мурильо — Маленький нищий, Рождество Богородицы.
Рибера —Поклонение пастырей.
Веласкес —Мария-Терезия.
Между коллонами: Кузен — Страшный Суд.
3-е отделение. Направо:
Ван -Дик — Женский портрет.
Теньер —Кабачок.
Ван -Остад —Отдых.
Налево:
Метсис — Банкир с женой.
4-е отделение, направо:
Поттер — Луг .
Рубенс — Кермесса;
Налево:
Рембрандт — портрет самого художника.
Тербург —Урок музыки.
Ван -Дик —Дама с дочерью.
Мужчина с ребенком.
5-е отделение, направо:
Метсю — Овощной рынок в Амстердаме.
Rulsdael — пейзаж.
Маленькие залы, открывающиеся из Галлереи.
№ 4. Лесюер —серия картин из жизни Св. Брюно.
Galerie Mollien. Направо:
Лесюер, Проповедь Св. Павла в Эфес.
Кл. Лоррен — помазание Давида на царство.
Налево: его-же — Приезд Клеопатры в Тарс.
Пуссен —Аркадские пастухи.
Миньяр —Мадонна с кистью винограда.
Пуссен —Суд Соломона.
Grande Salle Franсaise. Направо:
Делакруа — Дант и Вергилий в аду.
Энгр —Херубини.
Коро—Утро.
Прудон — Христос на кресте.
Берне — Генерал Моисей у Клиши.
Троуён — Быки на пашне.
Руссо —Опушка леса.
Деларош — Смерть Елизаветы Тюдор.
Робер — Жнецы в Понтийских болотах
Делакруа — Еврейская свадьба в Марокко.
Фромантень — Соколиная охота в Алжире.
Курбе—Волна.
Коро — пейзаж.
Давиц —Г-жа Рекамье.
Милье — Собирательницы колосьев.
Galerie Daru. Направо:
Ванлоо — Диана и Эндимион, Портрет Маріи Лещинской.
Налево:
Ланкре—Невинность.
Грёз — Деревенская невеста.
Ланкре — Урок музыки.
Ватто — Отплытие в Цитеру.
Грёз — Разбитая кружка.
На площадке: Самофракийская Победа, древне-греческая статуя.
Salle lies Bronzes antiques. В центре — Аполлон;
в витрине, около среднего окна—Стыдливая Венера,
Атлет в витрине у стены,
№ 3- знаменитый Бык.».
Смотрите, восхищайтесь и наслаждайтесь настоящим искусством, только не завидуйте мастерству предков, а старайтесь совершенствовать СВОИ знания, умения. Это трудно, порой невозможно, однако позитивно и направлено не на разрушение, а на созидание. И тогда Вашими творениями будут восхищаться потомки. И не будет зависти, жадности, войн. Люди будьте талантливы и благородны.